Добро пожаловать на сайт нашей школы!

                                                       МКОУ "Климовская ООШ"

                                   Ясногорского  района   Тульской  области.

«Утверждаю»

                  Директор школы

                 _____________/Котова Г.А./

                 приказ № 18/1 от 26.12.2009г.

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

 

 Муниципального образовательного учреждения

 

«Климовская основная общеобразовательная школа»

 

Ясногорского района

 

Тульской области

 

на 2010 -2013 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Принято»

решением общешкольной конференции

протокол № 2 от 05.12.2009г.

 

1.Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах

Муниципальное образовательное учреждение «Климовская основная общеобразовательная школа» является муниципальным учреждением образования  Ясногорского района Тульской области. Она располагается в 60 км от районного центра и размещается в  типовом здании (построено в 1975 году). В школе имеются: 12 учебных кабинетов, комната для приема пищи,  спортивный зал, библиотека, комбинированная мастерская, медицинская комната.

В настоящее время в школе обучаются в 9 классах 33 ученика, в том числе:

1-я ступень - 15 учащихся, которые обучаются в 4 классах;

2-я ступень –18  учащихся, которые обучаются в 5-9 классах, из них 1 учащийся – по специальной коррекционной программе.

Учебное заведение имеет односменный режим работы.

В образовательном учреждении действует сеть кружков, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. 

В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов.

 

 

К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения:

существенно возросла конкурентоспособность образовательного учреждения (практически отсутствует отток учащихся из школы; увеличилось количество выпускников, поступивших в  учебные заведения после школы; больших, чем прежде, успехов достигли учащиеся и педагоги школы - участники районных и областных олимпиад, смотров, конкурсов;

наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирований учащихся, родителей и педагогов);

значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной.

II. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе

Ведущий педагогический замысел построения новой образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика, в воспитании здоровой, всесторонне-развитой личности, отвечающей запросам современного общества.

Ключевыми понятиями создаваемой системы образования являются:

самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

Деятельность и отношения в школе  строятся на следующих принципах:

1. Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. 4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

 

III. Теоретико-методологические основы образовательной системы

Методологическую основу деятельности  построению современной образовательной системы Школы составляют идеи философской и педагогической антропологии научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике, научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем.

 

IV. Содержание и организация образовательного процесса

4.1. Содержание и организация начального общего образования

4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Вариант описания «модели выпускника»

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

 

Нравственный (ценностный) потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

 

4.1.2. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы Школы . Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества;

развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы:

приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

методы диалога;

приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

игровые методы;

рефлексивные приемы и методы;

методы диагностики и самодиагностики.

При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и методики, как:

педагогическая мастерская;

методики развивающего обучения и др.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:

урок-экскурсия;

урок-путешествие;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

интегрированный урок;

урок-аукцион;

урок-игра.

 

 

4.1.3. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как-то:

технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;

формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;

4.2. Содержание и организация основного общего образования

4.2.1. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени

Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:

освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

овладеть основами компьютерной грамотности

овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т. п.

Познавательный потенциал

Сформированность  устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

 

4.2.2. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Учебный процесс направлен на  второй ступени обучения на формирование индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию потребностей учащихся и их родителей. Учителями используются следующие приемы и методы  педагогического взаимодействия:

приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);

методы диалога ;

приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

игровые методы;

рефлексивные приемы и методы;

методы диагностики и самодиагностики.

Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного обучения,  дебаты.

Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:

 индивидуализация обучения на уроке;

коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях;

деятельность психологической службы по коррекции ситуации развития личности школьника;

диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся;

создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.

4.2.3. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы.

Роль системообразующего фактора на второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочении школьного и классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка.

Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.

Обеспечивается развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9-х классов не только являются субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют в работе Ученического совета школы.

             V. Анализ здоровья.

          Одним из факторов, отрицательно влияющих на результаты учебного процесса, является неблагоприятный уровень здоровья учащихся. Анализ посещаемости учебных занятий в истекшем году показал, что в 1-9 классах пропущено по болезни 5,5 % учебных дней. Дети страдают хроническими заболеваниями: снижение остроты зрения, заболевания мочеполовой системы, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение обмена веществ, заболевания органов дыхания.

Наиболее часто встречающимися заболеваниями являются ОРЗ и грипп. Поэтому одной из приоритетных задач в работе администрации школы является достижение оптимального уровня здоровья детей.

 

 

Оздоровительное воспитание не может быть реализовано только отдельными предметами - оно проходит через все школьные курсы. Найдено достойное место в учебных программах основам здорового образа жизни, формированию основных ценностей, счастья и радости от здоровья, умений избежать болезней, предвидеть грозящие опасности и пути их предупреждения.

Оценка уровня физического развития и функционального состояния детей проводится регулярно. В зависимости от этой оценки разрабатываются групповые программы двигательной активности, в случае необходимости дети распределяются по группам заболеваний.

Оздоровительная работа в школе предполагает не только валеологизацию учебного процесса, но и осуществление профилактической деятельности во внеурочное время. Школа не только берет на себя решение медицинских вопросов, но и оказывает всемерную поддержку врачам.

Серьезным здоровьесберегающим фактором является демократический стиль общения. Взаимоотношения учителя с детьми строятся на основе доверия, открытости, общей заинтересованности. Учитель знает все беды и проблемы своих питомцев, понимает и бережет детей.

Внеурочная деятельность пропагандирует здоровый образ жизни, разъясняет его сущность, воспитывает потребность в сохранении здоровья. В школе работает кружок «Здоровье и культура быта».

Внеклассная деятельность состоит в проведении декад и дней здоровья, спортивных праздников, классных часов, туристических походов, проведение активных перемен, ежедневной зарядки перед уроками и т.п.

Организован в школе и родительский всеобуч, на котором проводятся консультации специалистов-медиков по профилактике заболеваний, прослушиваются лекции по темам: «Организация учебной деятельности ребенка», «О режиме и трудоспособности», «Привитие навыков здорового образа жизни» и др.

 

Учебное заведение имеет односменный режим работы.

В образовательном учреждении действует сеть кружков, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. 

В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов.

 

 

К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения:

существенно возросла конкурентоспособность образовательного учреждения (практически отсутствует отток учащихся из школы; увеличилось количество выпускников, поступивших в  учебные заведения после школы; больших, чем прежде, успехов достигли учащиеся и педагоги школы - участники районных и областных олимпиад, смотров, конкурсов;

наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирований учащихся, родителей и педагогов);

значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной.

II. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе

Ведущий педагогический замысел построения новой образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика, в воспитании здоровой, всесторонне-развитой личности, отвечающей запросам современного общества.

Ключевыми понятиями создаваемой системы образования являются:

самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

Деятельность и отношения в школе  строятся на следующих принципах:

1. Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. 4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

 

III. Теоретико-методологические основы образовательной системы

Методологическую основу деятельности  построению современной образовательной системы Школы составляют идеи философской и педагогической антропологии научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике, научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем.

 

IV. Содержание и организация образовательного процесса

4.1. Содержание и организация начального общего образования

4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Вариант описания «модели выпускника»

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

 

Нравственный (ценностный) потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

 

4.1.2. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы Школы . Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества;

развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы:

приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

методы диалога;

приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

игровые методы;

рефлексивные приемы и методы;

методы диагностики и самодиагностики.

При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и методики, как:

педагогическая мастерская;

методики развивающего обучения и др.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:

урок-экскурсия;

урок-путешествие;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

интегрированный урок;

урок-аукцион;

урок-игра.

 

 

4.1.3. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как-то:

технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;

формы организации воспитательного процесса: праздник, кол… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz