4.2. Содержание и организация основного общего образования
4.2.1. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени
Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
• освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
• приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
• овладеть основами компьютерной грамотности
• овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
• знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т. п.
Познавательный потенциал
Сформированность устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
4.2.2. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы
Учебный процесс направлен на второй ступени обучения на формирование индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию потребностей учащихся и их родителей. Учителями используются следующие приемы и методы педагогического взаимодействия:
• приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);
• методы диалога ;
• приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;
• игровые методы;
• рефлексивные приемы и методы;
• методы диагностики и самодиагностики.
Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного обучения, дебаты.
Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.
На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:
• индивидуализация обучения на уроке;
• коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях;
• деятельность психологической службы по коррекции ситуации развития личности школьника;
• диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся;
• создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.
4.2.3. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы.
Роль системообразующего фактора на второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочении школьного и классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка.
Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.
Обеспечивается развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9-х классов не только являются субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют в работе Ученического совета школы.
V. Анализ здоровья.
Одним из факторов, отрицательно влияющих на результаты учебного процесса, является неблагоприятный уровень здоровья учащихся. Анализ посещаемости учебных занятий в истекшем году показал, что в 1-9 классах пропущено по болезни 5,5 % учебных дней. Дети страдают хроническими заболеваниями: снижение остроты зрения, заболевания мочеполовой системы, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение обмена веществ, заболевания органов дыхания.
Наиболее часто встречающимися заболеваниями являются ОРЗ и грипп. Поэтому одной из приоритетных задач в работе администрации школы является достижение оптимального уровня здоровья детей.
Оздоровительное воспитание не может быть реализовано только отдельными предметами - оно проходит через все школьные курсы. Найдено достойное место в учебных программах основам здорового образа жизни, формированию основных ценностей, счастья и радости от здоровья, умений избежать болезней, предвидеть грозящие опасности и пути их предупреждения.
Оценка уровня физического развития и функционального состояния детей проводится регулярно. В зависимости от этой оценки разрабатываются групповые программы двигательной активности, в случае необходимости дети распределяются по группам заболеваний.
Оздоровительная работа в школе предполагает не только валеологизацию учебного процесса, но и осуществление профилактической деятельности во внеурочное время. Школа не только берет на себя решение медицинских вопросов, но и оказывает всемерную поддержку врачам.
Серьезным здоровьесберегающим фактором является демократический стиль общения. Взаимоотношения учителя с детьми строятся на основе доверия, открытости, общей заинтересованности. Учитель знает все беды и проблемы своих питомцев, понимает и бережет детей.
Внеурочная деятельность пропагандирует здоровый образ жизни, разъясняет его сущность, воспитывает потребность в сохранении здоровья. В школе работает кружок «Здоровье и культура быта».
Внеклассная деятельность состоит в проведении декад и дней здоровья, спортивных праздников, классных часов, туристических походов, проведение активных перемен, ежедневной зарядки перед уроками и т.п.
Организован в школе и родительский всеобуч, на котором проводятся консультации специалистов-медиков по профилактике заболеваний, прослушиваются лекции по темам: «Организация учебной деятельности ребенка», «О режиме и трудоспособности», «Привитие навыков здорового образа жизни» и др.